1 О магии Сб Июн 02, 2012 3:40 pm
Элас
Из трактата Симуэля Горделикого «О нашей силе».
...Перелистав учебники школьников Центральной Академии, я нашел самые разнообразные определения магии, но все они как одно основаны на нелепом высказывании, которое порой ошибочно приписывают самому Эласу – «Магия есть умение менять мир». Это неверно, ведь изменяет мир каждое наше движение, а магией нельзя назвать банальное перемещение в пространстве – это было бы неуважением по отношению ко всем великим чародеям. Так, что, разумеется, не мог Творец произнести или записать столь глупые слова.
Чем же тогда является магия? Чтобы ответить на этот извечный вопрос, сперва необходимо понять, кто в силах плести чары и чего с помощью них он может добиться.
Маги, как известно, встречаются среди представителей любых рас, но где-то их процент меньше, а где-то – больше. Но это нетрудно объяснить происхождением: у древних народов, живших еще на заре времен и впитавших тогда самые сильные чары, создавшие наш мир, почти каждый рождается магом, а вот среди созданий, к появлению которых не приложил своей благочестивой ладони Элас, волшебники вообще отсутствуют. Значит, истоки чародейского могущества и ответ на наш вопрос искать надо именно там, в далеком прошлом.
- <...>:
- Рождение всякого здорового младенца на свет сопровождается криком. Мир наш был так же порожден Создателем: сперва земля, затем небо и светила, после вода, и, наконец, сама жизнь. И кричала земля, когда на неё ступили впервые гримтурсы, а затем и дендроиды, и десятки других существ, каких мы уже никогда не увидим. Кричал воздух, когда им дышали, кричала влага, когда ею насыщались, кричали первые растения, когда их сорвали, кричали первые неразумные твари, когда их убили. Кричали – и насыщали своей болью жизнь, как магией, и насытили настолько, что боль стала магией, и с тех пор всякие чудеса основаны на боли.
Но привык мир к присутствию чужаков, которым нужна была смерть для того, чтобы жить. Мир больше не кричал; более того, он заразился от них этой страстью – появились хищники, животные и цветы, замелькали в тучах убийственные зарницы, закипела лава в нутре гор, и в пролившейся крови появился истинный огонь, что до сих пор поддерживает магию в душах и телах, поддерживает вечную жизнь; ибо пламя, потухнув, вновь разгорается на тронутых лучом солнца углях, и так не угасает никогда, умирая и вновь воскресая.
Да, так рассуждаю я: пламя продолжает кричать, ибо рождается тысячи, миллионы раз, и рождается каждый раз незамутненным, жарким и могучим. Стихия пламени – самая сильная и одновременно самая переменчивая, ибо покровительствует не одной расе, но одному духу, духу сильному и отважному; а если дух этот с течением жизни будет сломлен, то уйдет от него и огонь, и жизнь.
Но есть ведь, помимо пламени, еще три стихии, да к тому же два не зависимых от элементов полюса – тьма и свет. Чем же подпитываются они, живущие единицу бесконечности вместо бесконечности единиц? Ответ: тем же, чем и огонь – криком. Только крик этот не прерывист, а очень продолжителен, он растянут до предсказанного Последнего Лета; именно поэтому я, судя об уменьшении могущества этих пяти видов магии с момента сотворения мира, говорю, что пройдет еще никак не менее пятнадцати и никак не более тридцати тысяч лет до того, Последнего, рокового.
Итак, что же мы имеем? Маги с каждым тысячелетием все слабей, не считая тех, кто владеет стихией огня, а магия их неторопливо и неуклонно стихает, да так, что у видевших рождение её есть шанс увидеть и смерть. Отсюда следует простой вывод: ни один волшебник не может сотворить больше, чем позволяет используемый им вид чар, ибо он ограничен, он умно растянут на века и тысячелетия так, чтобы всем хватило.
Не хватает, разумеется.
Именно поэтому маги изобретают некие способы усиления своего воздействия на окружающий мир, как руны, заклинания, артефакты и обряды. В настоящее время мало кто творит чудеса, полагаясь лишь на силу своей мысли, и даже эти великие колдуны, тем не менее, обыкновенно все же используют что-либо из вышеперечисленного. Жили когда-то и колдуны, способные пользоваться всеми четырьмя способами усиления магии или вовсе не одним и сплетавшие при этом великие чары, но до нас доходят лишь обрывки легенд о них, а те, кто видел подобное своими глазами, не спешат донести это до потомков...
Это все, что можно пока сказать о волшебниках. Что же касается собственно целей магии – их легко определить по направлению, которое практикует отдельный чародей или некоторая их группа для того, чтобы максимально отточить свои навыки в определенной области. Оно выбирается всегда добровольно, ибо не является чем-то врожденным, в чем зачастую уверяют шарлатаны, мнящие себя магами.
Для достижения своей цели я попытался классифицировать все многочисленные направления, практикуемые в подлунном мире, и начал с тех трех, что практикуются светлыми магами.
Исцелению обыкновенно обучены монастырские служители, отшельники и лишь немногие из тех, кто называет себя лекарями. Исцеление обыкновенно совершается с помощью обрядов, дополняемых, однако, заклинаниями, но не поддается ни рунам, ни артефактам. Лекарственная магия требует внимания, холодного разума и умелых руках. Как ни странно, но истинные целители редко используют облюбованные алхимиками и простым людом травы, отвары и заговоры; их магия целиком основана на врожденной силе света, которая, однако, еще никому не помешала творить зло. Посему настоящих волшебников исцеления можно найти и среди наемных убийц, и среди «темных» ведьм и колдунов, за плату использующих свой дар в угоду Айну.
Время – одно из самых загадочных, опасных и могущественных направлений магии. Оно включает в себя и простые гадания, основанные на таких же простых обрядах, и мгновенное перемещение в материальном мире, в чем могут помочь останавливающие течение времени заклинания. Магия времени, по слухам, может помочь смертному существу обрести вечную жизнь, непривычную его расе. Магию времени изучают лишь в специальных тайных школах и храмах Эласа. Она, как и время, исключительно непокорна, поэтому большинство волшебников времени страшатся показать свою власть, боясь тут же утратить её.
Сотворение – наиболее распространенное направление среди магов света, воды и земли; оно единственное подчиняется колдунам Шиль-яна. Сотворение требует от чародея лишь умелой фантазии и подчинения неизбежным законам и условиям, сопровождающим этот вид магии. Магию создания легче всего подчинить себе заклинаниям, чуть сложнее – рунами, а вот обряды и артефакты она исключительно не приемлет, посему среди шаманов и алхимиков творцов чрезвычайно мало. Сотворению обучиться можно в ЦАМ-е или у личного учителя, но его редко по-настоящему практикуют в обычных городских школах магии.
Совсем иной является магия тьмы, и прежде всего – магия разрушения. Она воистину является сравнительно легкой для изучения, посему подавляющее большинство темных волшебников предпочитает именно разрушать. Разрушение преподается во всех школах темной магии, а в ЦАМ-е является обязательным предметом для волшебников тьмы, огня и воздуха. Однако магия разрушения к тому же наиболее слабо воздействует на мир, - по крайней мере, в наше время. Говорят, в древности, когда все было иначе, колдунов разрушения было много меньше, и могли они много больше; и будто бы нет такой горы или впадины, в создании которой не приняла бы участия магия разрушения.
Гораздо более тонкими материями – зачастую и в буквальном смысле – управляет магия лжи. Ей нельзя обучиться в обычной школе, и лишь самые одаренные допускаются в особый монастырь, что уже добрую тысячу лет является недоступным для большинства населения всех четырех королевств. «Ложь», по сути, есть умение управлять эмоциями окружающих и придавать те или иные качества миру вокруг себя, но власть её рун и заклинаний недолговечна, а процесс проведения обрядов и создания артефактов по большей части чрезвычайно сложен и долог. Многие недоучившиеся маги лжи используют зачатки этой могущественной и коварной силы, чтобы преуспеть в ремесле лекаря.
Но ни в какое сравнение со всеми прочими направлениями не идет жуткая магия смерти. Ей обучают исключительно индивидуально, да и то лишь потому, что каждый колдун смерти обязан до конца жизни передать свой дар, иначе его дух никогда не успокоится. Использование этого волшебства дает частичную власть над миром мертвых, позволяя волшебнику без труда отнимать жизнь и управлять мертвой материей. Первое обыкновенно совершается с помощью заклинаний и артефактов, второе никогда не обходится без обрядов или хотя бы рун.
Помимо всего вышеперечисленного существует еще шесть направлений магии, которые называют обычно стихийными. Практикующие их чародеи способны воплощать в материю свой элемент: тьму, свет, воздух, огонь, землю или воду, - и управлять им. Очень многие маги стихий творят свои чары без помощи обрядов, рун и даже заклинаний, обычно необходимых лишь ученикам; зато они по большей части крайне редко обходятся без личных артефактов.
- <...>:
- Так что же получается? Магия усиливается речью, письмом, предметом или движением в зависимости от её целей и имеет несколько сущностей, обладающих разным количеством власти над миром. Магию нельзя назвать даром богов, как считалось многие века, но она редко зависит и от волшебника. Как известно, к тому же, магией не могут пользоваться животные, монстры и существа, утратившие разум.
Напрашивается единственно верный вывод – чары зависят от многих факторов, но единственно и естественно сопровождает их лишь одно. Это – мысль. Магия, не облекаемая в звуки, знаки или жесты, тем не менее, остается магией, просто мир не реагирует на неё так остро. Магия вечна. Мысль вечна.
И мысль, воплощенная в жизнь и преобразующая её, есть магия.